Советы психолога
Чтобы уберечь ребенка от плохого -
его надо заинтересовать хорошим!
ТЕЛЕФОН:
ДОВЕРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: 8-800-2000-122
СЛУЖБЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ в г. НОВОКУЗНЕЦКЕ:
ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ 8 - (3843)-71-30-63
ДОВЕРИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ 8 - (3843) – 71-30-64
ГОО «Кузбасский РЦППМС», отделение Новокузнецкого городского округа, ул. Шункова 16а, тел. 37-56-83.
Центр психологического консультирования «АКМЕ» МАОУ ДПО ИПК, ул. Транспортная 17, тел. 73-75-00.
Уютный дом, МКУ социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, ул. Металлургов 10, тел. 74-31-18.
Психологические рекомендации, которые помогут Вам справиться с трудностями, возникшими в ходе дистанционного обучения:
Навигатор для детей и подростков "Правовые ресурсы", "Психологическая помощь в сети "Интернет". Посмотреть …
Родителям. Посмотреть …
Советы родителям по профилактике подростковых суицидов. Посмотреть ...
Памятка "Семья и школа вместе". Посмотреть ...
Уважаемые родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся, Вы заметили, что наш мир как-то изменился? У нас появилось гораздо больше времени на тревожные мысли. Но давайте подумаем, а что нам дала сложившиеся ситуация в мире? Как на нас повлияло дистанционно обучение наших детей? Всё это как и подобный кризис показывают нам проблемы окружающие нас и порой показывают насколько эти проблемы серьёзны.
Спешу вас обрадовать, увидев эти проблемы, вы наполовину их решили. Начните с диалога с самим собой, с окружающими. Заметьте, не с крика или драки, а конструктивного диалога, благодаря которому вы не только сохраните отношение с человеком, но и улучшите их.
У вас есть превосходная возможность замедлиться и подумать. О себе, о тех кто рядом. О том где вы сейчас, как вы до этого дошли. Что вы уже сделали, а что еще хотите сделать для себя, окружающих. Комфортно ли вам с самим собой. О чём вы сейчас думаете? Много о чём сейчас можно подумать, верно?
Если вам кажется, что вы можете проигнорировать, отмахнуться, отбросить меняющуюся реальность и жить как ни в чём не бывало. Нет. Мир меняется, а мы вместе с ним. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но мы все, так или иначе, адаптируемся к новым условиям.
Помните, что мы не можем всё контролировать, но мы можем многое изменить.
Рекомендуем ознакомится со следующими материалами:
- Как справиться с тревожными мыслями. Посмотреть ...
- Что делать, если твой ребёнок на дистанционном обучении. Посмотреть ...
- Что делать, если ребёнок не хочет учиться. Посмотреть ...
- Инструкция: как общаться с детьми. Посмотреть ...
Учащимся. Посмотреть …
Памятка "Найди ключ к себе". Посмотреть ...
Дорогие учащиеся, а мир как-то изменился, да? И времени стало больше, особенно на тревожные мысли. Чувство одиночества, скука, экзамены, родители. А кто-то вообще не заметил изменений. У каждого своё. Но каждому из нас выдалась возможность подумать, а что нам дала сложившиеся ситуация в мире? А дистанционное обучение? Всё это как и подобные кризисы показывают нам проблемы окружающие нас и порой показывают насколько эти проблемы серьёзны.
Тебе повезло, ведь ты можешь решить эти проблемы, которые так тщательно скрывались под розовыми очками и отрицанием, присыпанные дневной рутиной.
Остановись! Можешь лечь или расслабиться на стуле. Подумай. О себе, о тех кто рядом. О тех кто важен для тебя. Задумывался ли ты о том, чего ты достиг? Что ты хочешь от этой жизни? Кем ты будешь, когда стукнет 43, где ты будешь в этот момент? Что ты уже сделал, чтобы стать таким? Комфортно тебе с самим собой? О чём ты думаешь?
Мир меняется, а мы вместе с ним. Меняйся, становись лучшей версией себя.
Помни, что мы не можем всё контролировать, но мы можем многое изменить.
Рекомендуем ознакомится со следующими материалами:
- Как справиться с тревожными мыслями. Посмотреть ...
- Что делать, если я сдаю экзамены, а мы на дистанционном обучении. Посмотреть ...
- Тут раскрыты тайны здоровой личности. Посмотреть ...
- Памятка для тех кто сдает экзамены. Посмотреть ...
Особенности подросткового возраста. Посмотреть...
Подростковый возраст один из самых важных и, одновременно, сложных периодов в жизни любого человека. Хронологические рамки для данного периода 11 – 15 лет.
Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, трудный, но чаще как возраст полового созревания и психологического взросления ребенка. Развитие детей на этом этапе носит сугубо индивидуальный характер: одни развиваются быстрее, другие в чем-то отстают от остальных или, наоборот опережают.
Во время созревания организм подростка претерпевает важные, многочисленные изменения, характеризующиеся увеличением роста, веса, развитием костной системы, мышечного аппарата, функцией внутренних органов, гормональными всплесками. Наблюдаются изменения кровяного давления, структурные и функциональные изменения церебральной активности, высшей нервной деятельности, черт поведения и особенностей самой психики.
Одна из ярких особенностей подросткового возраста - личностная нестабильность. Она проявляется, прежде всего, в частых сменах настроения, аффективной «взрывчатости» - эмоциональной лабильности, связанной с перестройками, происходящими в организме. О личностной нестабильности подростка судят и по реальному проявлению у него совершенно разных качеств, часто противоположных, по противоречивости его характера и устремлений. В данный период развития дети очень эгоистичны, считают себя центром вселенной и единственным предметом, достойным интереса.
В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Поэтому, подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться.
Многие особенности поведения ребенка объясняются желанием казаться взрослым, он пытается отстоять свою самостоятельность, приобрести право голоса, стремится к независимости. Склонность к автономии выражается в снятии ограничений, получении адекватных прав и обязанностей, в желании избавиться от родительской опеки, но не путем разрыва отношений (хотя в редких случаях возможен и такой вариант), а скорее создания отношений иного качества. Переоценка подростком своих возможностей порождает конфликты с окружающими.
Подросток, находясь в положении между взрослым и ребенком, отвергает свою принадлежность к детям, и постоянно сравнивает себя со старшим поколением. Чтобы казаться взрослым, подростки прибегают к следующим приемам:
- Подражание внешним признакам - курение, употребление спиртного, использование ненормативной лексики.
- Идеоторное подражание - равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего мужчины» - сила, смелость, мужество, выносливость, воля. Девушки используют косметику, украшения, приемы кокетства.
- Социальная зрелость - плодотворное сотрудничество подростка и взрослых в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого: помощь по хозяйству, забота о недееспособном члене семьи.
- Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему.
В период отрочества происходит смена ведущей деятельности. Этой деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении. Дети ищут в обществе сверстников подкрепления самоуважения, признания своей человеческой ценности. Здесь складывается новая социальная ситуация развития. Оценки группы начинают приобретать большее значение, чем оценки взрослых, поэтому на поведение и деятельность подростка существенное влияние оказывает мнение товарищей.
На данном этапе развития происходит становление нового уровня самосознания выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, уникальность и неповторимость. Подросток самоопределяется, примеряя на себя различные социальные роли.
В этот момент подросток, с одной стороны, может видеть и оценивать себя как достойного, заслуживающего уважения человека, а с другой стороны – как личность, обладающую реальными недостатками, от которых надо избавляться. Но и в этом подросток чаще всего проявляет себя не как взрослый человек, он чаще пытается по-детски преувеличить свои достоинства и так, же по-детски преуменьшить недостатки.
В подростковом возрасте происходят первые попытки самоанализа, сравнивание себя с другими, формируется представление о «Я - идеальном». По мере взросления появляется более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.
Переходный возраст у подростков. Посмотреть...
Как вести себя родителям?
Что может помочь справится с трудностями подросткового возраста:
Проявляйте больше такта! Нужно быть аккуратнее в выражениях. Необходимо понимать, что любое замечание или критика могут очень серьезно повлиять на самооценку ребёнка. Подростки очень критично относятся к замечаниям в их адрес. Это может пошатнуть их веру в то, что они, например, хорошие дети для своих родителей. Выстраивайте доверительные отношения с родителями.
Слушайте и проявляйте понимание. Если вы хотите уважения со стороны своего подростка, нужно помнить, что он уже не ребенок, а повзрослевший со своими интересами и мнениями очень чувствительный человек. Вы никогда не должны подходить к нему с позиции: «Что ты знаешь? Ты все еще ребенок, ты должен меня слышать». Выслушайте то, что вам хочет сказать подросток, и постарайтесь понять его.
Из-за изменений, происходящих в подростковом возрасте, происходит сильнейшая нагрузка на организм и психику. В этот период важно его поддерживать, не оказывая давление. Чем больше давление – тем больше сопротивление. Это не значит отсутствие ограничений, они есть на протяжении всего процесса воспитания, только они уже должны по-другому обозначаться. Необходимо не использовать власть и авторитет, а уметь договариваться с подростком. Если отношения доверительные, ребенку предоставляется «разумная» свобода, самостоятельность, то подростковый этап пройдет легче.
Дополнительная нагрузка в виде занятий секциями и кружками приводит к увеличению психологических проблем и даже психиатрических заболеваний. Подростка также не стоит загружать занятиями, если это не его самостоятельный выбор как способ справиться с напряжением.
Что мешает:
Чрезмерный надзор и контроль со стороны родителей оттолкнут подростка, потому что потребность обеспечить себе собственное пространство в этом возрасте обострена. Если подросток лишается подобной свободы (к примеру, не получает разрешения пойти на вечеринку или его отпускают с условием вернуться домой слишком рано; или его заставляют играть на фортепьяно, в то время как ему больше интересен хоккей), тогда он вынужден сам освобождать для себя это пространство. А каким образом взрослеющий ребенок может это сделать? Начинает лгать родителям или избегает контакта с ними. В этом случае родители теряют возможность не только осуществлять тот контроль, который они так хотят обеспечить, но и видеть своего ребенка, то есть сохранять с ним контакт и обсуждать повседневную жизнь. «Теплое» пространство теряется, когда авторитарная строгость родителей вынуждает подростка осуществлять проект становления вне дома. Чрезмерный контроль препятствует созданию естественного свободного пространства, так ему необходимого. Родители полностью теряют контроль, слишком его усиливая. А подросток недополучает родительское тепло и поддержку, в чем он по-настоящему нуждается. В такой ситуации проигрывают обе стороны.
В детях, подвергнувшимся физическим наказаниям, навсегда остаются страдания, гнев, страх, стыд и отвращение. Отвращение к собственным родителям и где-то даже к самому себе. Когда кто-то бьет постороннего человека, прохожего на улице – это расценивается как преступление. Точно также нужно расценивать агрессию по отношению к ребенку. Только он более маленький, легко уязвимый, не может постоять за себя или обратиться в полицию. Уличный агрессор расценивается как хулиган, точно также можно идентифицировать родителей, допускающих физическую агрессию по отношению к своим детям, они сами становятся обидчиками собственных детей и супругов, склонными использовать насильственное поведение как способ справиться со стрессом, излить раздражение, решить межличностные споры.
Противоречия в воспитании (сегодня разрешают, завтра запрещают, или один родитель разрешает, другой запрещает).Очень часто родители дарят своим детям дорогую игрушку – телефон, а через некоторое время в качестве наказания забирают подаренную вещь. Естественно подросток считает это несправедливым наказанием.Зачем отбирать у детей что-то, когда вы можете просто поговорить с ними, «поторговаться» и заключить сделку, которая их действительно мотивирует? Вы лучше, чем кто-то другой, знаете, что на самом деле любит ваш подросток. Так почему бы не предложить ему небольшое желанное вознаграждение, чтобы он работал быстрее или сделал что-то, чего ему совсем не хочется? Вместо этого многие родители идут по пути наименьшего сопротивления и лишают чад их электронных девайсов. В большинстве случаев это не приводит ни к чему хорошему: все это время подросток будет просто сидеть, не делая абсолютно ничего, сходя с ума от невозможности общения и с нетерпением ожидая возвращения телефона, есть гораздо лучшие способы добиться от детей послушания, чем просто конфисковать их смартфоны.
Рекомендации по профилактике аутодеструктивного поведения. Посмотреть...
Профилактика уходов детей и подростков из дома. Посмотреть ...
- установите заботливые взаимоотношения с ребенком;
- открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей;
- помогайте своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним;
- анализируйте вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
- будьте искренними в общении, спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей ситуации;
- помогите определить источник психического дискомфорта;
- вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;
- помогите подростку осознать его личностные ресурсы;
- окажите поддержку в успешной реализации ребенка в настоящем и помогите определить перспективу на будущее.
Для этого:
- больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными слушателями, что особенно важно, деликатными с ними.
- сохраняйте контакт со своим ребенком. Важно постоянно общаться с подростком, несмотря на растущую в этом возрасте потребность в отделении от родителей. Расспрашивайте и говорите с ребенком о его жизни, уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным и значимым.
- придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так. Проявите к нему интерес, обсуждайте его ежедневные дела, задавайте вопросы. Замечание, сделанное с порога, и замечание, сделанное в контексте заинтересованного общения, будут звучать по-разному!
- помните, что авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, направленную на себя).
- в подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей. Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Если же ребенок продолжает протестовать, то постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас, и его.
- не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.
- не оказывайте постоянное давление на подростка, не предъявляйте чрезмерных требований в достижении все лучших и лучших результатов (в учебе, в жизни и т.д.)
- родителям недостаточно только говорить или думать, что они любят своих детей, им следует действительно их любить. Существует большое различие между тем, когда ты чувствуешь, что тебя любят, и когда тебе только часто повторяют, что любят.
- детей важно принимать такими, какие они есть. Их нужно любить такими, какие они есть. Дети должны чувствовать, что их любят не за хорошее поведение и успехи, а потому, что они дети своих родителей.
- поддерживайте самостоятельные устремления ребенка. Не судите его слишком строго. Самостоятельность и собственные умения – это строительный материал для повышения самооценки.
- дайте понять ребенку, что опыт поражения также важен, как и опыт достижения успеха.
- учите ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...".
- обязательно содействуйте в преодолении жизненных препятствий.
- любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте, словом и делом.
- умейте признавать свои ошибки в общении с детьми.
- не сравнивайте ребенка с окружающими. Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов.
- ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания.
Поддержка, забота, участие в жизни подростка – самая эффективная профилактика аутодеструктивного поведения.